среда

Большой вклад в разработку проблемы

Д.Д Плетнев своим клиническим опытом опередил клиническую мысль на 10-15 лет. Приходится горестно признать, что великий врач стал жертвой политических амбиций, чему способствовали и некоторые его коллеги, и бывшие ученики. Трудная задача стояла перед патологоанатомом, в роли которого выступил другой известный ученый врач И. В. Давыдовский; сказывался политический прессинг, и ожидалось, что в заключении будет указана врачебная ошибка Д. Д. Плетнева. В протоколе патологоанатомов указывалось на формирование нескольких каверн, что, естественно, свидетельствовало о перенесенном туберкулезе, гемморрагической пневмонии, бронхоэктазах, адгезивном плеврите, выраженном пневмосклерозе, увеличении правых отделов сердца; совокупность описываемых изменений позволила И. В. Давыдовскому выдвинуть свою теорию о неспецифической легочной чахотке. Ученый к этой теме в своей жизни возвращался неоднократно и активно искал пути ее развития.

Два больших ученых были поставлены в условия, когда научному знанию были противопоставлены политические амбиции жестокого времени.

Д. Д. Плетнев и И В. Давыдовский внесли большой вклад в разработку проблемы, которая в современной медицине обозначена как хроническая обструктивная болезнь легких. Можно предположить, что взгляд И В. Давыдовского о неспецифической легочной чахотке становится актуальным в связи с ростом числа больных активными формами туберкулеза, возникающим на фоне хронических заболеваний органов дыхания; другая проблема — это пневмонии больных с синдромом приобретенного иммунодефицита. Для всех этих больных характерны клинические проявления, которые вкладываются в понятие чахотка.

В период второй мировой войны и вскоре после ее окончания все очевидней становится патология органов дыхания, которая заканчивается смертью вследствие дыхательной недостаточности: понять этиологию, патогенез, клинические особенности и разработать эффективные лечебные программы стало интернациональной врачебной задачей.